воскресенье, 25 февраля 2024 г.

Графический диктант с дошкольниками

Начиная со старшего возраста на занятиях по математике учимся с детьми писать графический диктант.
      Графический диктант – это рисование по клеточкам. Для детей такая форма обучения часто воспринимается как увлекательная игра.
      В процессе графических диктантов у детей развиваются психические процессы и мелкая моторика рук: произвольное внимание, слуховое восприятие (умение действовать по словесным инструкциям – важное умение для будущего первоклассника), воображение, пространственное мышление (ориентация в пространстве, ориентация на листе бумаги), графомоторные навыки (необходимы для успешного письма), а так же автоматизируется счёт. Кроме того, ребёнок получает удовольствие от интересного занятия, с которым каждый раз справляется всё лучше и лучше!
      Простые графические диктанты можно начать писать с 5 лет. Особенно такие диктанты актуальны и полезны для детей 6-7 лет.
      Графические диктанты можно проводить с ребенком дома в свободное время. Для графического диктанта необходимо как минимум 2 человека: ведущий (тот, кто диктует) и игрок (тот, кто выполняет диктант). Игроков может быть любое количество.
      Рекомендации к проведению графических диктантов:
      1. Подготовить картотеку графических диктантов (от самых простых до сложных – см рис. 1-10). Важно учитывать интересы ребёнка, чтобы изображения приносили ему радость.
      2. Рисунок должен оставаться сюрпризом для ребёнка (не показывать его перед диктантом).
      3. Убедиться, что ребёнок помнит, где правая и где левая руки (это необходимо делать перед каждой игрой).
      4. Убедиться, что ребёнок понимает, где правый и левый края листка, где его верх и низ (это необходимо делать перед каждой игрой). Для старших детей в сложных диктантах – вспомнить что такое «по диагонали».
      5. Повторить с ребёнком счёт до 10 (при необходимости).
      6. Для детей 5 лет лучше использовать листки в крупную клетку, для ребят постарше – в обычную клетку.
      7. Важно – не забыть отметить точку, с которой начинается диктант.
      8. Первые рисунки выполнять вместе с ребёнком (сначала на одном листке; потом каждый на своём листке, с возможностью «подсмотреть», свериться; затем – ребёнок выполняет самостоятельно, взрослый только диктует).
      9. Сначала использовать простые задания, постепенно их усложняя.
      10. Для выполнения диктантов использовать простой карандаш – это позволит счистить ластиком ненужную линию, если ребёнок ошибся.
      11. Не превышать длительность игры (20-30 минут).
      12. Можно завести отдельную тетрадь для графических диктантов – ребёнку интересно будет просматривать графические рисунки. Возможно, это станет импульсом для создания новых графических изображений самим ребёнком.
      13. Не торопить ребёнка. Главное здесь не скорость, а правильное выполнение инструкции. Со временем скорость выполнения диктантов увеличивается.
      14. Хвалить ребёнка за хорошо выполненную работу (без ошибок / меньше ошибок, ровные линии / ровнее, быстро / быстрее и т.д.).
      Существуют различные виды графических диктантов:
      • Симметричный графический диктант: взрослый диктует только первую половину рисунка, а ребёнок заканчивает рисунок по клеточкам в зеркальной симметрии без диктовки. Для таких диктантов хороши изображения бабочек, домиков, пауков…
      • Позволить ребёнку быть ведущим и диктовать графические диктанты Вам. Графические диктанты взрослым рекомендую выполнять левой рукой – для правшей и правой – для левшей. Это будет являться отличным способом для установления новых нейронных и межполушарных связей головного мозга, тренировкой внимания.
      • Копировать на листке рисунки с закрашенными клеточками. Это похоже на «пиксельные» рисунки, которыми увлекаются современные школьники – предложите старшим братьям и сёстрам этот усложнённый вариант.
      • Придумывать и рисовать рисунки по клеточкам самим.
      • Можно писать цифры и буквы по клеточкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий